Гипотезы и данные о развитии медиа пространства - для чтения и размышлений

Медиа-проект «Луч», называющий себя – это медиа-лейблом для тех, кто плывёт против течения представил свой взгляд на будущее медиа, одновременно Brand Analytics представил данные о развитии социальных сетей. Публикуем в нашем блоге и то и то другое.

Манифест новых медиа. Нарративные apps и будущее информации.

Текст Анатолия Ульянова

Эпоха СМИ заканчивается. Нет больше никакой «массовой информации». Все данные подвергаются фильтрации и таргетированию. Даже та информация, которая касается «всех», требует сегодня индивидуализированной канализации.

По мере дробления и усложнения социальной структуры, медиа становятся всё более нишевыми. Их будущее – не за информационными гигантами (crowd-oriented), но за камерными и специализированными «клубами» (person-oriented), которые создаются капсулами от 1 до 10 человек, и, соответственно, куда менее затратны, чем их неповоротливые предшественники из прошлого.

Камерность производит более тёплую и близостную коммуникацию между медиа и его аудиторией. Вместо ориентации на «больше посетителей и лайков», – ориентации, требующей обезжиривать контент для толпы, – производители новых медиа ищут меньшую, но более лояльную аудиторию «своих». 100 вовлечённых соучастников ценятся больше, чем 10 тысяч пассивных соглядатаев.

Миф, согласно которому любой человек может быть журналистом, останется там, где ему и место – в начале «нулевых»*. Как доказало всё минувшее десятилетие, медиа, основанные на user-generated-content, – это мусорники с криком и посредственностью. В них невозможна коммуникация – только вещание.  

Мне же, как читателю, не нужно ещё 200 мест, где я смогу постить свои фото, видео и тексты – у меня уже есть Facebook, Twitter, Instagram и YouTube. Чего мне действительно не хватает, так это интересных и качественных медиа, где со мной будут общаться не проходимцы с одной мыслишкой на троих, но личности, которым есть, что сказать, и которые умеют писать, снимать и обрабатывать контент. Профессиональная* авторская журналистика возвращается.

Медиа будут децентрализованными. Каждое из них будет всё больше не продуктом, но брэндом, выпускающим продукты; «зонтиком», под которым расцветают созвездия аккаунтов в социальных сетях, файлов, apps и прочего рода автономных единиц контента, эякулируемых в разные точки Сети.

Дизайн медиа будет уходить от визуальности к функциональности; проектированию не форм, но порядка и диалога; в сущности же – прозрачных структур. Совершенно уродливый Facebook доказывает, что хороший дизайн предлагает не эстетику, но коммуникацию.

В итоге, мы смотрим в Сеть не через индивидуальные дизайны, но сквозь универсальные интерфейсы социальных сервисов, которые абсорбируют и объединяют информацию из разных источников в «ленты» и «таймлайны».

В будущем не будет никаких сайтов, но только облакоподобные базы данных, подключаемые к тому или иному пользовательскому интерфейсу. Вместо того, чтобы заходить на сайты и сталкиваться с одной определённой и неизменной визуальной реальностью, которую мне навязывает поставщик контента, я буду сам выбирать сквозь какой интерфейс мне смотреть в Сеть.Дизайнеры будут продавать интерфейсы не производителям контента, но его юзерам.

Если первое десятилетие нулевых прошло под знаком микро-поста, – все твиттили, чекинились и обновляли статус, – то развитие планшетников и HTML5 произведёт reinvention «больших форм» и журналов.

Такие проекты как Spaces и Stampsy – это только первые ласточки преображения медиа-ландшафта, в результате которого мы получим то, чего нам так не хватало – мультимедийные истории, в которые можно погружаться.

За 2,5 года Apple продал более 100 млн. iPad’ов. Тот факт, что нам всё ещё трудно найти для них интересные нарративные apps – это момент перед грозой. Напряжение можно буквально потрогать: это всё ещё пустое поле – колыбель нового рынка, который только и ждёт, чтобы быть заполненным.

При этом, если для сайта экономика по-прежнему неоднозначна*, то с apps она уже сформулированна – не хватает только самих apps.

В России, где из 140 млн. человек только 2 млн. пользуются iPhone (Jul, 2012), говорить о том, что всем уже давно пора забыть про браузерные медиа ещё рано. Однако будущее всегда наступает раньше, чем мы его осознаём. Каждый из нас действует в реальности, которая «здесь и сейчас». Здесь и сейчас старые формы могут быть всё ещё эффективны, но эта эффективность – зыбка.

Прошлое отступает, и тенденция однозначнастационарный траффик падает, мобильный – растёт. PC и ноутбук – это уже веретено. Современник всё чаще потребляет информацию через смартфон и планшет. Таким образом, развивать сегодня нужно не сайты, а apps и аккаунты в mobile-friendly сетях; не нагромождаться, а распадаться и множиться, как призрак, мираж и дивид.

Источник: http://www.looo.ch/2013-01/.UP-pp2Bo_DE.facebook

 

Одновременно на сайте Brand Analytics http://analytics.ilook.ru/blog/?p=276 попала статья об уровне развития социальных сетей и интернет-СМИ, публикуем с сокращениями и этот материал:

Социальные медиа в России отличаются от своих западных аналогов – аудитория, контент, основные площадки для дискуссий и многое другое у нас совершенно «своё». И западные тренды частенько не просто запаздывают, но и вовсе обходят рунет стороной. Мы решили поделиться с вами нашим видением отечественных социальных медиа и их трендов.

По данным ФОМ на осень 2012 г. 52% населения России старше 18 лет пользуются интернетом (61,1 млн человек)

Проникновение интернета в российских городах «стотысячниках» составило 60-70% для взрослого населения, что вполне сравнимо с 70-80% в Великобритании и Соединенных Штатах.

Россия является шестой страной в мире по количеству пользователей всемирной сети, причем треть из них предпочитает мобильный Интернет.

При этом неуклонно растёт влияние социальных медиа на жителей рунета: по данным ВЦИОМ в 2012 г. 82% пользователей интернета имеет хотя бы один аккаунт в социальной сети, против  53% в 2010г.

Самыми популярными социальными сетями являются:

«Одноклассники» — 73% пользователей интернета

«Вконтакте» — 62%

«Мой мир» — 31%

«Facebook» — 18%

«Twitter» — 9%.

Twitter – самая динамично растущая сеть. Число Твиттерян выросло с 2% до 9% за 2 года, тогда как большинство остальных социальных медиа остаются примерно на одном уровне последние пару лет.

Возраст 50% жителей социальных медиа – от 18 до 35 лет, при этом примерно равно число пользователей 18-24х лет и 25-35ти лет. Исключение составляют Facebook и Twitter – пользователей от 25 до 35 лет в этих сетях 39 и 38 процентов соответственно.

По данным ComScore на апрель 2012 года, российские интернет-пользователи проводят в социальных сетях 12,8 часов в месяц. Больше всего времени люди проводят Вконтакте и на Одноклассниках – 35 и 24 минуты в месяц соответственно. А третье место занимает YouTube – около 10 минут в месяц.

Несмотря на прошедшие в 2012 году войны «черного пиара» и усилившуюся активность партизанского маркетинга, люди по прежнему верят отзывам в социальных сетях. Более того, число пользователей, ориентирующихся на отзывы и рекомендации даже не знакомых им людей в рунете растёт.

По данным ФОМ, 58% интернет-пользователей прислушивается к онлайн-отзывам и рекомендациям других людей.

Данные ВЦИОМ на этот счёт ещё оптимистичнее: порядка 62% пользователей доверяют отзывам в социальных сетях, 47% верят советам на форумах и в блогах и 48% ориентируются при выборе на отзывы на сайтах.

Больше 50% пользователей рунета доверяют отзывам в сети

Отсюда первый тренд-2013: партизанский маркетинг продолжит процветать, а на работу с негативом будет тратиться всё больше ресурсов.

Однако, данных по количеству зарегистрированных в социальных сетях пользователей, недостаточно для выявления трендов социальных медиа в России. Все мы знаем, сколько «памятников» неудачным SMM-проектам, пабликов и блогов появилось в сетях в последние несколько лет. Вполне возможно, что такая же картина справедлива и для пользовательских аккаунтов.

Посмотрим, как изменилась активность и поведение пользователей за последнее время.

За несколько месяцев существования, система Brand Analytics накопила более одного миллиарда сообщений пользователей российских социальных медиа. В день в русскоязычных социальных медиа публикуется около семи миллионов постов, сообщений и комментариев. В месяц это порядка 200 миллионов. Более подробный анализ проведём по площадкам, с максимальной долей пользовательского контента:

Между источниками, соотношение по количеству ежедневных сообщений примерно следующее (только публичные сообщения, приватные беседы не учитываются): 

Вконтакте: 2,2 млн. сообщений

Твиттер: 4,5 млн. сообщений

LiveJournal: 160 тысяч сообщений

Среднее количество авторов, публикующих сообщения в социальных медиа, ежедневно (учитываются как авторы постов, так и авторы комментариев):

Вконтакте: 1,2 млн.  уникальных авторов

Твиттер: 590 тысяч уникальных авторов

LiveJournal: 27 тысяч уникальных авторов

Таким образом, на одного автора Вконтакте приходится в среднем порядка двух сообщений, в ЖЖ около 6, а в Твиттере 7-8 сообщений в день.

Рост Твиттера и доли его влияния – это второй тренд, на который мы бы хотели обратить ваше внимание. Несмотря на то, что Твиттер во многом остаётся площадкой для избранных, рейтинговые и авторитетные твиттеряне практически не сдают своих позиций, количество аккаунтов и поток сообщений Твиттера будет расти весь следующий год. На этот тренд существенное влияние оказывает и тенденция к интеграции между различными социальными медиа, например, можно настроить автоматическую публикацию в Твиттер своих постов из ЖЖ.

Несмотря на растущую популярность Твиттера в России, незабвенным местом для дискуссий в рунете остается Вконтакт. Например, возвращаясь к анализу кейса «Голос», можно увидеть, что во время эфира Вконтакт постят практически такое же количество сообщений с мнениями о теле-проекте и его участниках, как и в Твиттер. И это исключительно российский тренд: на западе основная масса потока сообщений «социального телевидения» сосредоточена в Твиттере. Более того, этот тренд лоббирует и сам Вконтакт, переходя от поиска одноклассников к площадке для дискуссий.

Интересная картина наблюдается в LiveJournal: за последние 3 года по данным TNS Web Index, количество пользователей, имеющих аккаунты в ЖЖ упало с 9 до 5%, что на первый взгляд выглядит пугающе, особенно на фоне общего роста социальных медиа. Но количество посетителей живого журнала стабильно, а в некоторые периоды заметно и увеличение их числа.

Так что ничто не предвещает смерть блогосферы. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к профессионализации блогов. Живых и популярных блогов по прежнему тысячи, более того, топовые блоги успешно монетизируются, а по контенту и размеру аудитории становятся все больше похожи на крупные интернет-СМИ. Этому способствует и политика ЖЖ, которая в прошедшем году претерпела существенные изменения — послы ЖЖ появились во многих городах России, чрезвычайной популярностью пользуются «школы блоггеров». На фоне тенденций социализации интернет-СМИ и прихода в Россию тренда социального телевидения, повышения уровня доверия пользователей к информации, полученной в интернете, можно говорить о том, что этот достаточно устойчивый на протяжении последних лет тренд, не покинет нас и в 2013 году. 

Коротко о главном:

Социальные медиа в России и их влияние продолжают расти, проникая всё глубже в регионы

Самая динамично растущая и активная сеть – Твиттер

Вконтакте становится не только сетью для друзей, превращаясь в медийно-развлекательный портал и площадку для дискуссий

Живой Журнал при сокращении пользователей, наращивает авторитет и становится всё больше похож интернет-СМИ

При этом, интернет-СМИ всё больше становятся похожи на социальные сети

Любовь пользователей к социальным медиа не утихает, а значит и Social Media Marketing не будет сдавать позиций

PS: В процессе подготовки статьи мне встретилось интересное западное исследование. Одним из главных трендов 2013 года, эксперты считают мониторинг и анализ социальных медиа, и прогнозирование долгосрочных последствий на их основе. Мы видим, что этот тренд уже подтверждается и в России

Более подробно читайте здесь: http://analytics.ilook.ru/blog/?p=276



Комментарии Facebook


Комментарии ВКонтакте