Консультации юриста

А. Юридическая справка для НКО по вопросам авторского права с образцами документов (обновлено в декабре 2020 года, справка подготовлена по инициативе фонда Глэдвэй в рамках проведения всероссийского конкурса социальной рекламы НКО "Реклама будущего" при поддержке Фонда президентских грантов)

Объект авторского права - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной (материальной) форме.

Это могут быть литературные произведения (включая программы для ЭВМ), произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, музыкальные произведения с текстом илибез текста, аудиовизуальные, фотографические, хореографические и другие произведения.

Автором произведения может являться только физическое лицо.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Права на результаты интеллектуальной деятельности являются для НКО ценными нематериальными активами. Следовательно, если непосредственно у автора право на произведение и его использование возникает в силу факта его создания, то у юридического лица, в данном случае НКО, права на воспроизведение произведения, на распространение, на импорт экземпляров произведения, на публичный показ и публичное исполнение произведения, на перевод, на переработку, на передачу в эфир (теле- и радиовещание), должны быть оформлены соответствующими соглашениями.

Основные моменты, возникающие у НКО при использовании результатов интеллектуальной деятельности.

1. Когда необходимо создать определенное произведение в соответствии с требованиями НКО.

1.1. Создатель (автор) является сотрудником НКО.

В этом случае произведение создается в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. К работодателю (НКО) перейдут все исключительные права на использование произведения. Автор не сможет самостоятельно продавать произведение и НКО не надо будет получать у него разрешение на  его использование. Выплачивать вознаграждение автору надо будет только в том случае, если это предусмотрено трудовым договором. При увольнении автора право использования произведения во время исполнения трудовых обязанностей, сохраняется за НКО.

В данном случае рекомендуется использовать Дополнительное соглашение к трудовому договору о создании и использовании служебного произведения.

1.2. Создатель (автор) не является сотрудником НКО.

В таком случае автор оказывает НКО услуги на основании договора авторского заказа. Данный договор отличается от авторских договоров о передаче прав тем, что он заключается ещё до того, как автор создал произведение. При этом, заказывать создание произведения НКО может как у физического лица, так и у организации.

Договор авторского заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению. В частности, устанавливает его жанр, объем, сроки и формы предоставления произведения заказчику. Также в таком договоре должен быть решен вопрос о том, какие имущественные права (исключительные или неисключительные) будут переданы НКО.

Поскольку произведение будет создано по заказу и требованиям НКО, то рекомендуется использовать:

Договор авторского заказа с отчуждением исключительных авторских прав с физическим лицом;

По этому договору права на использование произведения будут переданы только НКО. В этом случае, никто другой, даже сам автор, не сможет использовать произведение без разрешения НКО. Способ определения и порядок выплаты авторского вознаграждения, устанавливается в авторском договоре. Это может быть как единовременная разовая выплата, так и периодические платежи, которые будут зависеть, например, от тиражей отчета и журналов.

2. Когда НКО необходимо передать права на использование результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам.

Некоммерческим организация рекомендуется размещать данные и материалы в открытом доступе, чтобы любой пользователь имел возможность их бесплатно скачивать, повторно использовать, перерабатывать и распространять. Если проведение исследований, получение статистических данных и написание методических пособий в рамках гранта происходит за счет государственного финансирования, является логичным, что все полученные в ходе работы произведения и наборы данных будут опубликованы в открытом доступе.

Это, в свою очередь, требует использования лицензий, обеспечивающих правовую основу этой открытости.

Свободные лицензии — лицензии с разрешением использовать произведение в любых целях, изучать его, создавать и распространять копии произведения, вносить в произведение изменения, публиковать и распространять такие изменённые производные произведения. Самый широкий вариант свободной лицензии — открытая лицензия. Она дает максимально широкие права на использование данных и документов, в том числе право на бесплатное повторное использование, переработку и распространение. Лицензии, требующие при повторной публикации ссылки на источник или указания авторства, обычно тоже относят к открытым. Лицензии, которые добавляют к этому запрет на коммерческое использование, к открытым не относятся.

Поскольку деятельность НКО не направлена на извлечение коммерческой прибыли, то в данном случае рекомендуется использовать:

3. Когда НКО имеет средства индивидуализации.

Право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименование некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации.

Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ.

В зависимости от того, имеет ли право некоммерческая организация вести предпринимательскую деятельность, такая организация имеет право обладать такими объектами интеллектуальной собственности, как коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания. 

Особенность регистрации товарного знака НКО может быть связана с особенностями создания деятельности самой НКО. Товарные знаки часто используются при производстве товаров и оказании услуг с целью извлечения прибыли, в то время как для НКО извлечение дохода от приносящей его деятельности может быть лишь дополнительной задачей, но не основной целью.

Компании могут зарегистрировать товарный знак самостоятельно или обратиться к патентным поверенным. Регистрация знака длится около года с момента подачи заявления в Роспатент.

 

B. Юридическая справка об изменениях в регулировании социальной рекламы в связи с поправками от 2011 года (выдержки из законодательства выделены подчеркиванием) Справка подготовлена по инициативе АНО «Агентство социальной информации».

В весеннюю сессию Государственная Дума Федерального Собрания РФ, а после Совет Федерации ФС РФ и Президент РФ одобрили два законопроекта, которые улучшают законодательные правила создания и размещения социальной рекламы и приводят их в соответствие со сложившейся в этой сфере правоприменительной практикой.

I. Налоговые барьеры на пути создания и размещения социальной рекламы сняты Федеральным законом № 235-ФЗ от 18.07.2011 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

До вступления закона в силу социальная реклама, произведенная/размещенная производителями/распространителями за счет собственных средств, облагалась тремя налогами. В настоящее время в налоговое законодательство внесены следующие изменения:

1. Пункт 3 «Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции» статьи 149 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» дополнен подпунктом 32 следующего содержания:

«32) безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

– в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;

– в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более семи процентов площади кадра;

– в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более пяти процентов рекламной площади (пространства).

Установленные настоящим подпунктом требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально-ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи».

Это значит, что организации, которые безвозмездно производят или распространяют социальную рекламу, больше не должны уплачивать с нее НДС.

Изменение вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. с 1 сентября 2011 года.

2. Подпункт 1 пункта 2 «При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления. (...) К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся» статьи 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» изложен в новой редакции:

«1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами».

Это значит, что у НКО – заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры, больше не возникает внереализационный доход – а значит, исчезает обязанность уплачивать в упомянутых случаях налог на прибыль с эквивалентных рыночной стоимости такой социальной рекламы сумм.

Изменения вступили в силу задним числом – с 1 января 2011 года.

3. Пункт 1 «К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика» статьи 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» дополнен новым подпунктом:

«48-4) расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные в настоящем подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса».

Это означает, что с сумм, затраченных на производство или распространение социальной рекламы на безвозмездной для заказчика основе, производитель и распространитель больше не должны уплачивать налог на прибыль.

Изменение вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. с 1 января 2012 года.

II. Федеральным законом № 115-ФЗ от 03.06.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"» внесены поправки в статью 10 «Социальная реклама» Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе».

1. Изменены правила упоминания в социальной рекламе физических и юридических лиц.

а) Спонсоры

Если раньше в социальной рекламе спонсоры могли упоминаться без ограничений, то теперь к ним предъявляются определенные требования (пункты 5–6 статьи 10 38-ФЗ).

В социальной рекламе, распространяемой:

– в радиопрограммах – продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды;

– в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании – продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра;

- другими способами – упоминанию о спонсорах должно быть отведено не более чем пять процентов рекламной площади (пространства).

б) Органы власти

Упомянутые в пункте а) ограничения не распространяются на «органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления» – все они по-прежнему могут упоминаться в социальной рекламе без ограничений.

в) Социально ориентированные НКО

Без ограничений в социальной рекламе разрешено упоминать социально ориентированные некоммерческие организации, но только в случаях, «если содержание социальной рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей».

г) Физические лица

В социальной рекламе без ограничений можно упоминать только о физических лицах, «оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи».

2. Ответственность за нарушение новых положений законодательства о социальной рекламе возложена на рекламораспространителя (часть 6 статьи 38 38-ФЗ).

3. Все эти изменения вступили в силу в момент опубликования Федерального закона № 115-ФЗ от 03.06.2011 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"»