Репортаж с круглого стола, посвященного социальной рекламе, на сайте Общественной палаты РФ

О проблемах при размещении социальной рекламы, механизмах оценки ее эффективности и работе социально-ориентированных НКО говорили участники круглого стола, который прошел в Общественной палате РФ 14 октября.

Открывая заседание, член Комиссии по развитию благотворительности и волонтерства Елена Тополева предупредила собравшихся, что не стоит слишком радоваться тому, чего уже удалось добиться в этой области, «гораздо важнее наметить шаги на будущее». «Социально-ориентированным НКО отменили налогообложение, но это не прогрессивная мера, а всего лишь устранение несправедливости», — пояснила она и добавила, что у многих НКО, пытающихся размещать социальную рекламу, требуют доказательств того, что они являются социально-ориентированными. Есть немало и других проблем, отметила Тополева, и сообщила, что Общественная палата готова принимать предложения НКО для внесения новых изменений и уточнений в действующее законодательство.
Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, взялся за анализ моделей экспертных комиссий, которые пропускают через себя образчики социальной рекламы. По его версии, таких моделей пять: первая — простейшая, когда под конец года срочно нужно отчитаться о проделанной работе, и создается спешно комиссия, проводится конкурс и что-то такое отбирается, что не имеет никакого отношения к рекламе и никогда не попадет ни на какие носители. «Иногда такая комиссия — „закрытый ящик“, — рассуждал Вайнер. — Неизвестно, кто в нее входит, где она заседает как принимаются решения и каким образом социальные темы оказываются среди наружной рекламы. Такая модель работает в Москве». Вторая модель, по версии Вайнера, — это общие абстрактные экспертные советы при губернаторе, которые собираются раз в год и определяют местные приоритеты для социальной рекламы на текущий период. В качестве примера эксперт привел подобный совет, работающий в ивановской области, и заключил, что этот опыт может быть распространен и на муниципальный уровень. Под третьей моделью Владимир Вайнер обозначил ведомственные экспертные советы, например, при ФАС, которые рассматривают не социальную рекламу конкретно, а рекламу вообще с точки зрения ее соответствия законодательству. Четвертый пример — советы, работающие в рамках грантовых программ и конкурсов. В такие советы входят и СМИ, и общественность. Наконец, пятый вариант, наиболее симпатичный докладчику и реально работающий в Нижегородской области, — публичная открытая комиссия, куда входят и представители местных СМИ, и рекламных компаний, и лидеры крупнейших НКО, и представители органов власти, занимающиеся этой темой. На суд комиссии представляются социальные проекты и реклама, с ними связанная.
К сожалению, пока этот опыт не нашел широкого распространения, посетовал докладчик и отметил также, что социальная реклама еще не рассматривается как инструмент развития регионов, но вполне вероятно, что вскоре Минэкономразвития, при выделении транша субъекту, будет оценивать в том числе его поддержку социальных инициатив и социальной рекламы.
Елена Харитонова из благотворительного Фонда «Центр филантропии» озвучила еще одну проблему: «Есть риск в том, что комиссия выберет самую крутую, креативную, модную рекламу, но не факт, что именно она будет работать и поможет людям». Владимир Вайнер согласился, что механизмы оценки являются ключевыми и базовыми, в том числе и при оценке эффективности самой рекламируемой деятельности.
Баркалова Оксана из Фонда «Фокус-медиа» предложила еще и ввести оценку рисков, которые может вызвать некачественная социальная реклама.
Далее разговор вновь вернулся к Департаменту по рекламе и СМИ Московского правительства, и присутствующие сошлись во мнении, что в этом «закрытом ящике» так ничего и не изменилось. Елена Тополева предложила направить обращение в департамент, чтобы изменить ситуацию и сделать всю работу по социальной рекламе максимально прозрачной.
Далее речь шла о необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс, поскольку СМИ, бесплатно предоставляя площади под социальную рекламу, вынуждены платить налоги.
Затем управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко ответил на вопросы аудитории об изменениях, уже внесенных в законодательство о социальной рекламе, а Владимир Вайнер представил вниманию собравшихся проект медиабанка социальной рекламы и информационных кампаний www.atprint.ru.

Источник: http://oprf.ru/press/news/2011/newsitem/10646



Комментарии Facebook


Комментарии ВКонтакте